Процедура выявления бенефициарных владельцев в РФ и странах БРИКС ч.2

Главные статьи (понятия бенефициар и бенефициарный владелец не равнозначны):

Итак, продолжаем разговор по выявлению бенефициарных владельцев. Первая часть тут.

Идентификация бенефициарного владельца является первым шагом в процессе изучения контрагента. Дальнейшие шаги связаны с получением информации, необходимой для последующей оценки рисков возможной вовлеченности контрагента в коррупцию и принятия решения о целесообразности установления деловых отношений с контрагентом. В программе изучения контрагентов обычно определяется, какие источники информации могут использоваться компанией. Некоторые компании не включают в программу конкретный перечень источников, ограничиваясь общим положением о том, что при проверке могут использоваться любые общедоступные источники информации.

К возможным источникам информации можно отнести:

- сведения и документы, предоставляемые самим потенциальным контрагентом при установлении деловых отношений, в частности учредительные документы, бухгалтерские балансы, финансовые отчеты, бизнес-планы, информацию о деловых партнерах;

- государственные или торговые реестры страны регистрации компании-контрагента;

- публикуемые в соответствии с законодательством многих государств проспекты эмиссии при публичном размещении акций или облигаций;

- реестры владельцев недвижимого имущества;

- реестры дисквалифицированных лиц, которым запрещено занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности в связи с совершением преступлений или правонарушений;

- существующие в некоторых странах реестры организаций, которым запрещено участвовать в тендерах в связи с предыдущими нарушениями условий проведения тендеров или неисполнением договорных обязательств;

- базы данных по судебным решениям;

- базы данных по утерянным и похищенным паспортам;

- коммерческие базы данных о компаниях;

- различные открытые информационные ресурсы государственных органов.

Самостоятельной проблемой является использование сведений, публикуемых в печатных и электронных средствах массовой информации, в частности о наличии у тех или иных лиц коррупционных связей или вовлеченности этих лиц в коррупцию. Безусловно, такие сведения должны приниматься во внимание при проведении изучения контрагента. Вместе с тем, на наш взгляд, далеко не всегда информация СМИ является достаточной для принятия значимых решений, например об отказе в сотрудничестве с потенциальным контрагентом. Информация, размещаемая в СМИ, особенно в сети Интернет, может являться непроверенной или даже носить откровенно заказной характер и являться частью компании по дискредитации того или иного физического или юридического лица. В этой связи информация, публикуемая в СМИ, должна проверяться по другим источникам. При использовании информации из сети Интернет для принятия каких-либо юридически значимых решений необходимо учитывать возможные судебные риски. Практика использования публикаций в сети Интернет в качестве доказательств в судебном процессе в странах БРИКС, как и во многих других странах, пока очень незначительна.

При изучении контрагентов важное значение может иметь следующая информация:

- возбуждавшиеся в отношении руководителей (сотрудников) компании уголовные дела, наличие у них судимости;

- информация о вовлечении компании, ее руководителей или сотрудников в коррупционные скандалы, в том числе в зарубежных странах;

- наличие среди руководства и сотрудников бывших государственных служащих, имевших по службе отношение к сфере бизнеса компании;

- наличие среди руководителей и сотрудников иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц межправительственных международных организаций, а также близких родственников и членов семей таких лиц;

- наличие среди руководителей или сотрудников компании-контрагента близких родственников и членов семей государственных служащих, особенно если эти государственные служащие осуществляют регулирующие или надзорные функции в сфере деятельности компании-контрагента либо имеют отношение к выделению бюджетных средств либо контролю за их целевым расходованием;

- участие компании-контрагента в тендерах и конкурсах по государственным закупкам;

- победы компании-контрагента в тендерах и конкурсах, связанных с получением бюджетных средств, через короткий период времени после создания компании и при наличии незначительного предшествующего оборота по счетам;

- победы компании-контрагента в тендерах и конкурсах, связанных с получением бюджетных средств, предполагающие выполнение работ или оказание услуг, которыми компания ранее не занималась;

- участие компании-контрагента в различных государственных или муниципальных программах, связанных с получением бюджетных средств;

- получение компанией-контрагентом бюджетных средств по иным основаниям;

- сведения об осуществлении компанией-контрагентом нецелевого использования бюджетных средств, выявлявшемся в ходе проверок со стороны государственных органов;

- сведения о неисполнении компанией договорных обязательств;

- сведения о привлечении крупных кредитов или займов;

- участие в финансировании деятельности политических партий как внутри страны, так и в иностранных государствах;

- связи любого характера со странами (регионами) с высоким уровнем риска, например, наличие счетов в офшорных банках или деловых партнеров в странах с высоким уровнем коррупции;

- наличие у организации признаков фиктивности.

Перечень должностей, входящих в категорию иностранных публичных должностных лиц, определяется компаниями самостоятельно с учетом существующих в стране рекомендаций. Так, в России компании могут использовать рекомендательный перечень должностей, относящихся к категории иностранных публичных должностных лиц, разработанный Ассоциацией российских банков (АРБ) для целей исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

В перечень АРБ включены следующие должности:

- главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

- министры, их заместители и помощники;

- высшие правительственные чиновники;

- должностные лица судебных органов власти "последней инстанции" (Верховный, Конституционный суды), на решение которых не подается апелляция;

- государственный прокурор и его заместители;

- высшие военные чиновники;

- руководители и члены советов директоров национальных банков;

- послы;

- руководители государственных корпораций;

- члены парламента или иного законодательного органа;

- руководители политических партий*(61).

В 2007 г., когда в российском законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, появилась норма, обязывающая организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, принимать разумные меры для выявления среди своих клиентов иностранных публичных должностных лиц, бенефициарных владельцев, Росфинмониторинг в информационном письме рекомендовал не только банкам, но и всем организациям, подпадающим под действие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", формировать перечни должностей иностранных публичных должностных лиц на основе рекомендаций АРБ. Такое информационное письмо является достаточно уникальным в практике работы Росфинмониторинга и свидетельствует о высоком уровне подготовки рекомендаций АРБ.

Автор Иванов Э.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *